Вот лишь некоторые из вопросов,
с которыми приходится сталкиваться каждому
человеку. Каков статус человеческого эмбриона, с
какого времени он должен считаться собственно
человеком? Ведь у святых отцов были разные
мнения о сроках "одушевления" человеческого
зародыша. Как оценить с православной точки
зрения репродуктивные технологии, позволяющие
преодолеть бесплодие? Должны ли мы провести
разграничение между их разновидностями? Ведь
одни из них предполагают различные манипуляции с
эмбрионами, включая их уничтожение, а другие —
нет. В какой момент человека надлежит считать
умершим? Можно ли использовать для
трансплантации его органы и ткани? Обязательно
ли для этого заранее иметь согласие донора или
Церковь готова признать принцип "презумпции
согласия", закрепленный в нашем
законодательстве? При каких условиях допустима
пересадка органов (например, почки) от живого
донора? Как, относиться, к донорству половых
клеток? Диагностика болезней до рождения или
"генетическая паспортизация" всех родившихся —
благо это или зло? На каком основании нельзя
клонировать человека? Как Церковь относится к
генной терапии, к расшифровке генетического
кода? Как интерпретировать проблему
транссексуализма и как относиться к несчастным,
хирургическим путем изменившим пол, в котором
они были рождены? Возможно ли, наконец, крестить
и венчать человека, о котором нельзя с
определенностью сказать, является ли он рабом
Божиим или рабой Божией?
Эти, да и многие иные вопросы,
на которые мы не найдем готовых ответов у святых
отцов, — из категории "трудных", "неудобных". Но
если мы откажемся отвечать на них, Церковь
рискует оказаться в числе сил, утрачивающих
нравственное влияние на жизнь народа. К нам,
конечно, будут обращаться для совершения таинств
и обрядов, но к нам все меньше станут приходить
за советом в трудных жизненных ситуациях...
Отвечая на вызов нашего
времени, творчески опираясь на священные для нас
нормы Предания, применяя их к реалиям
современности, Православная Церковь в "Основах
социальной концепции" (в разделе "Проблемы
биоэтики") сформулировала всеобъемлющую,
продуманную, богословски обоснованную позицию по
целому ряду вопросов, которые привлекают в
настоящее время все большее внимание общества. Вызов природе
человека
И если по отношению к таким
проблемам, как аборт и гомосексуализм,
требовалось лишь ясно засвидетельствовать
неизменное учение Церкви, выраженное в ее
Предании (в разделе "Проблемы биоэтики"
подтверждается неизменное отношение Церкви к греховности гомосексуальных половых связей,
высказано убеждение, что "лица, пропагандирующие
гомосексуальный образ жизни, не Должны
допускаться к преподавательской, воспитательной
и иной работе среди детей и молодежи, а также
занимать начальственное положение в армии и
исправительных учреждениях"), то многие другие,
совершенно новые вызовы, которые порождены
бурным развитием биомедицинских технологий во
второй половине XX века, пришлось заново
осмыслить в свете тех представлений о
человеческой жизни, о достоинстве человеческой
личности, которые укоренены в Божественном
Откровении.
назад
читать дальше
возврат на начало номера
возврат на главную
|