В частности, дана оценка
нравственным аспектам применения новых
репродуктивных технологий, включая искусственное
и экстракорпоральное оплодотворение, донорство
половых клеток, суррогатное материнство. Большая
часть из них (за исключением искусственного
оплодотворения с использованием половых клеток
мужа) не может быть одобрена Церковью, которая
призвана отстаивать достоинство человеческой
личности и целостность брачных отношений.
Рассмотрены как положительные,
так и отрицательные, опасные для личности и
общества стороны развития медико-генетических
методов диагностики и лечения, генетической
паспортизации, пренатальной диагностики.
Основные суждения таковы: "Церковь...
приветствует усилия медиков, направленные на
врачевание наследственных болезней. Однако целью
генетического вмешательства не должно быть
искусственное "усовершенствование" человеческого
рода и вторжение в Божий план о человеке...
Генетическая идентификация и генетическое
тестирование могут осуществляться лишь на основе
уважения свободы личности...
Дается также ответ Церкви на
опаснейший замысел клонирования человеческих
существ. Эта идея "является несомненным вызовом
самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются
свобода и уникальность личности". В связи со все
более широким употреблением трансплантации
тканей и органов человека представлены важные, с
точки зрения Церкви, условия нравственной
приемлемости таких операций: добровольное
согласие донора, выраженное им при жизни;
недопустимость сокращения жизни одного человека
ради продления жизни другого. Безусловно
неприемлемой признается так называемая фетальная
терапия, то есть употребление тканей и органов
абортированных человеческих зародышей.
Рассмотрены также вопросы современной
реаниматологии и помощи умирающим; при этом
выражена ясная позиция Церкви о недопустимости
так называемой эвтаназии, то есть намеренного
умерщвления безнадежно больных, в том числе по
их желанию.
В связи с распространением
операций по перемене пола указано, что Церковь
не может признать действительной искусственно
измененную половую принадлежность. "Если "смена
пола" произошла с человеком до Крещения, он
может быть допущен к этому Таинству, как и любой
грешник, но Церковь крестит его как
принадлежащего к тому полу, в котором он рожден.
Рукоположение такого человека в священный сан и
вступление его в церковный брак недопустимо".
Кризис в душе,
а не в экономике и экологии
Пагубность концепции господства
человека над природой все более осознается
человечеством. Указано, что "Православная
Церковь по достоинству оценивает труды,
направленные на преодоление экологического
кризиса, и призывает к активному сотрудничеству
в общественных акциях, направленных на защиту
творения Божия. Вместе с тем она отмечает, что
усилия такого рода будут более плодотворными,
если основы, на которых строятся отношения
человека с природой, станут носить не сугубо
гуманистический, но и христианский характер".
назад
читать дальше
возврат на начало номера
возврат на главную |