В современном государстве, как правило, наличествует
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
присутствуют различные уровни власти: общегосударственный, региональный,
местный. Это определяет специфику взаимоотношений Церкви с властями
разных ветвей и уровней.
Взаимоотношения с законодательной властью представляют собой
диалог Церкви и законодателей по вопросам совершенствования
общегосударственного и местного права, имеющего отношение к жизни Церкви,
церковно-государственному соработничеству и сферам общественной
обеспокоенности Церкви. Этот диалог касается также постановлений
и решений законодательной власти, не имеющих прямого отношения к
законотворчеству.
В контактах с исполнительной властью Церковь должна вести
диалог по вопросам принятия решений, имеющих отношение к жизни Церкви,
церковно-государственному соработничеству и сферам общественной
обеспокоенности Церкви, для чего на соответствующем уровне поддерживается
контакт с центральными и местными органами исполнительной власти,
в том числе ответственными за решение практических вопросов жизни и
деятельности религиозных объединений и за надзор за соблюдением ими
законодательства (органы юстиции, прокуратуры, внутренних дел и тому
подобное).
Взаимоотношения Церкви с судебной властью различных уровней
должны ограничиваться представлением в случае необходимости интересов
Церкви в суде. Церковь не вмешивается в непосредственное
осуществление судебной властью ее функций и полномочий. Интересы
Церкви в суде, за исключением крайней необходимости, представляют миряне,
уполномоченные Священноначалием на соответствующем уровне
(Халкид. 9). Внутрицерковные споры не должны выноситься на
светский суд (Антиох. 12). Межконфессиональные конфликты,
а также конфликты с раскольниками, не затрагивающие вопросов вероучения,
могут выноситься в светский суд (Карф. 59).
Святые каноны воспрещают священнослужителям
обращаться к государственной власти без дозволения церковного начальства.
Так, 11-е правило Сардикийского Собора гласит: "Аще который епископ, или
пресвитер, или вообще кто-либо из клира без соизволения и грамот от
епископа области, и наипаче от епископа митрополии, дерзнет пойти к царю:
таковой да будет отрешен, и лишен не токмо общения, но и достоинства,
какое имел. Аще же необходимая нужда заставит кого идти к царю: таковой
да творит сие с разсмотрением и с соизволением епископа митрополии и
прочих тоя области епископов, и да напутствуется грамотами от них".
Контакты и взаимодействие Церкви с высшими органами
государственной власти осуществляются Патриархом и Священным Синодом
непосредственно или через представителей, имеющих письменно подтвержденные
полномочия. Контакты и взаимодействие с региональными органами власти
осуществляются епархиальными Преосвященными непосредственно или через
представителей, также имеющих письменно подтвержденные полномочия.
Контакты и взаимодействие с местными органами власти и самоуправления
осуществляются благочиниями и приходами по благословению епархиальных
Преосвященных. Уполномоченные представители церковного Священноначалия для
контактов с органами власти могут назначаться как на постоянной основе,
так и для консультаций по отдельным проблемам.
назад
читать дальше
возврат на начало номера
возврат на главную |
|
|
|
|
|