Государство, в том числе светское, как правило,
осознает свое призвание устроить жизнь народа на началах добра и правды,
заботясь о материальном и духовном благосостоянии общества. Поэтому
Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу
самой Церкви, личности и общества. Для Церкви такое взаимодействие должно
быть частью ее спасительной миссии, объемлющей всестороннее попечение о
человеке. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой
жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие
усилия с представителями светской власти.
Условиями церковно-государственного взаимодействия должны являться
соответствие церковного участия в государственных трудах природе и
призванию Церкви, отсутствие государственного диктата в общественной
деятельности Церкви, невовлеченность Церкви в те сферы деятельности
государства, где ее труды невозможны вследствие канонических и иных
причин.
Областями соработничества Церкви и государства в нынешний
исторический период являются: а) миротворчество на международном,
межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами и государствами; б) забота о
сохранении нравственности в обществе; в) духовное, культурное,
нравственное и патриотическое образование и воспитание; г) дела
милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных
программ; д) охрана, восстановление и развитие исторического и
культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и
культуры; е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и
уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с
выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и
решений; ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных
учреждений, их духовно-нравственное воспитание; з) труды по
профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах
лишения свободы; и) наука, включая гуманитарные исследования; к)
здравоохранение; л) культура и творческая деятельность; м) работа
церковных и светских средств массовой информации; н) деятельность по
сохранению окружающей среды; о) экономическая деятельность на пользу
Церкви, государства и общества; п) поддержка института семьи,
материнства и детства; р) противодействие деятельности
псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и
общества.
Церковно-государственное соработничество представляется также возможным
в ряде других сфер в тех случаях, когда оно служит исполнению задач,
соответствующих вышеперечисленным областям церковно-государственного
взаимодействия.
В то же время существуют области, в которых священнослужители и
канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству,
сотрудничать с ним. Это: а) политическая борьба, предвыборная агитация,
кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и
политических лидеров; б) ведение гражданской войны или агрессивной
внешней войны; в) непосредственное участие в разведывательной и любой
иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом
сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному
Священноначалию. Традиционной областью общественных трудов Православной
Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа,
о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое
печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или
письменное обращение к органам государственной власти различных ветвей и
уровней со стороны соответствующих церковных инстанций.
назад
читать дальше
возврат на начало номера
возврат на главную |
|
|
|
|
|