Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не
противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе.
Однако Церковь должна указывать государству на недопустимость
распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого
контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими
людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной
нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба
культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы
священному дару жизни. В осуществлении своих социальных,
благотворительных, образовательных и других общественно значимых
программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства.
Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений
с религиозными объединениями будет учитывать количество их
последователей, их место в формировании исторического культурного и
духовного облика народа, их гражданскую позицию.
Форма и методы правления во многом
обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это,
Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не
противится ему.
При судействе - общественном строе, описанном в Книге
Судей, - власть действовала не через принуждение, а силой авторитета,
причем авторитет этот сообщался Божественной санкцией. Чтобы такая власть
действенно осуществлялась, вера в обществе должна быть весьма сильной. При монархии власть остается богоданной, но для своей
реализации использует уже не столько духовный авторитет, сколько
принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об
ослаблении веры, отчего и возникла потребность заменить Царя Незримого
царем видимым. Современные демократии, в том числе монархические по форме,
не ищут божественной санкции власти. Они представляют из себя форму власти
в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного
гражданина на волеизъявление посредством выборов.
Изменение властной формы на более религиозно укорененную без
одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие,
обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Однако нельзя вовсе
исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда
религиозно более высокая форма государственного устроения станет
естественной. В условиях же рабства, в соответствии с советом
апостола Павла, "если и можешь сделаться свободным, то лучшим
воспользуйся" (1 Кор. 7. 21). Вместе с тем, Церковь должна уделять главное
внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец
своих членов. Посему Церковь не считает для себя возможным становиться
инициатором изменения формы правления, а Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о
"непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя,
какой-либо из существующих политических доктрин".
назад
читать дальше возврат на начало номера
возврат на
главную
|
|
|
|