Имея различные
природы, Церковь и государство используют различные средства для
достижения своих целей. Государство опирается в основном на материальную
силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские
системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами
для духовного руководства пасомыми и для приобретения новых чад. Церковь непогрешимо проповедует Христову Истину и
преподает людям нравственные заповеди, исходящие от Самого Бога, а потому
не властна изменить что-либо в своем учении. Не властна она и
умолкнуть, прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни
предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении Церковь совершенно свободна от государства. Ради
беспрепятственного и внутренне свободного проповедования истины Церковь не
раз в истории терпела гонения от врагов Христа. Но и гонимая Церковь
призвана с терпением переносить гонения, не отказывая государству,
преследующему ее, в лояльности. А если Церковь исчезнет,
вера в Бога останется, я думаю, да, просто изменится принцип
восприятия.
Правовой суверенитет на территории государства принадлежит его властям.
Следовательно, они и определяют юридический статус Поместной Церкви или ее
части, предоставляя им возможность нестесненного исполнения церковной
миссии или ограничивая такую возможность. Государственная власть тем самым
перед лицом Вечной Правды выносит суд о себе самой и в конце концов
предрекает свою судьбу. Церковь сохраняет лояльность государству,
но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело
спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах.
Принцип свободы совести, появившийся как
юридическое понятие в XVIII-XIX веках, превращается в один из
основополагающих принципов межчеловеческих отношений
только после Первой мировой войны. Ныне он утвержден
Всеобщей декларацией прав человека, входит в конституции
большинства государств. Появление принципа свободы
совести - свидетельство того, что в современном мире
религия из "общего дела" превращается в "частное дело"
человека. Сам по себе этот процесс свидетельствует о
распаде системы духовных ценностей, потере
устремленности к спасению в большей части общества,
утверждающего принцип свободы совести. Если первоначально государство возникло как инструмент
утверждения в обществе божественного закона, то свобода совести
окончательно превращает государство в исключительно земной институт, не
связывающий себя религиозными обязательствами.
Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об
утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и
фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом. Но этот
принцип оказывается одним из средств существования Церкви в безрелигиозном
мире, позволяющим ей иметь легальный статус в секулярном государстве и
независимость от инаковерующих или неверующих слоев общества.
назад
читать дальше возврат на начало страницы
возврат
на главную |
|
|
|
|