У русских государей, в отличие от византийских василевсов, было иное
наследие. Поэтому, а также в силу других исторических причин,
взаимоотношения церковной и государственной власти в русской древности
были более гармоничными. Впрочем, отступления от канонических норм также
имели место (правление Ивана Грозного, столкновение царя Алексея
Михайловича с Патриархом Никоном). Однако в жизни прочно утвердилась
государственная церковность. При этом религиозная община,
обыкновенно составляющая большинство населения, к которой
принадлежит государь, официально именуемый главой Церкви,
пользуется преимуществами государственной Церкви. Сочетание
элементов этой системы церковно-государственных взаимоотношений
с остатками традиционной, унаследованной от Византии симфонии
определило своеобразие правового статуса Православной Церкви в
России Синодальной эпохи.
Попытку утвердить идеал симфонии в новых условиях,
когда империя пала, предпринял Поместный Собор 1917-1918 годов. В
декларации, предварявшей Определение об отношении Церкви и государства,
требование об отделении Церкви от государства сравнивается с пожеланием,
чтобы "солнце не светило, а огонь не согревал. Церковь по внутреннему
закону своего бытия не может отказаться от призвания просветлять,
преображать всю жизнь человечества, пронизывать ее своими лучами". В
Определении Собора о правовом положении Православной Российской Церкви
государство, в частности, призывается принять следующие положения:
"Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской
Христовой Церкви, занимает в Российском Государстве первенствующее среди
других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как
величайшей святыне огромного большинства населения и как великой
исторической силе, созидавшей Государство Российское: Постановления и
узаконения, издаваемые для себя Православною Церковию в установленном ею
порядке, со времени обнародования их церковною властью, равно и акты
церковного управления и суда признаются Государством имеющими юридическую
силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы:
Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе,
как по соглашению с церковною властью". Последующие Поместные Соборы
проходили в условиях, когда история сделала невозможным возвращение к
дореволюционным принципам церковно-государственных отношений. Тем не менее
Церковь подтверждала свою традиционную роль в жизни общества и выражала
готовность трудиться в общественной сфере. Так, Поместный Собор 1990 года
констатировал: "На протяжении тысячелетней истории Русская Православная
Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. Патриотизм
проявляется в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в
деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и
испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении
о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы" (из
Послания Собора). В чем же заключалось это воспитание -
борьба против Советской власти, т.е. с нами любыми средствами,
прав был Петр Великий.
назад
читать дальше
возврат на начало страницы
возврат на главную |
|
|