Церковь всегда призывала Народ подчиняться властям
безропотно, не контролируя ее действия. Раскрывая учение Христово о правильном отношении к государственной
власти, апостол Павел писал: "Всякая душа да будет покорна высшим властям;
ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся
сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для
добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай
добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий
слуга, тебе на добро. Если же
делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не
только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите,
ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте
всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому
честь, честь" (Рим. 13. 1-7). Апостолы учили христиан повиноваться
властям независимо от их отношения к Церкви.
Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться
государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее
носителей, но и молиться за нее, "дабы проводить нам жизнь тихую
и безмятежную во всяком благочестии и чистоте" (1 Тим. 2. 2). Одновременно христиане должны уклоняться от абсолютизации власти,
от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности,
обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания.
Во взаимоотношениях между Церковью и
государством должно учитываться различие их
природ. Церковь основана непосредственно Самим
Богом. Церковь не может быть основана Богом, только
людьми. Целью Церкви является собственное обогащение, цель
государства заключается в их земном благополучии, и те и другие используют
Народ в собственных целях.
В современном мире государство обычно является светским и не
связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его
сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном
невмешательстве в дела друг друга. Поэтому задачи и деятельность Церкви и
государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но
и в осуществлении спасительной миссии Церкви, в чем она заключается?
Нельзя понимать принцип светскости государства как означающий
радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение
религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач,
лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип
предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти,
невмешательство их во внутренние дела друг друга.
Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие
государству: противостояние греху путем насилия, использование
мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной
власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время
Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом
употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения
этого вопроса остается за государством.
Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее
управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так
далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных
учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в
качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие
отношения с государством, его законодательством и властными органами.
Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным
внутренним установлениям.
назад
читать дальше
возврат на начало номера
возврат на главную |
|
|
|
|
|
|
|