Журнал
"Время и личность"
элитарный журнал |
|
"
|
|
Мечтатели возвращения Третьего Рима |
Церковь сохраняет лояльность государству, но выше
требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело
спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если
власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его
Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна
отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению
совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому
греху. Основы социальной концепции РПЦ. п.
III.5 Кто сказал, что Церковь является единственным
способом общения с Богом, есть много способов, тем более бесплатных.
Церковь имеет, по ее мнению,
историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с
внешним миром, в том числе с государством. Государство, которое существует
для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с
Церковью. Взаимоотношения государства и Церквью
изменялись в ходе истории.
В древнем Израиле до периода Царств существовала единственная в истории
подлинная теократия, то есть богоправление. Однако по мере удаления
общества от послушания Богу как устроителю мирских дел люди начали
задумываться о необходимости иметь земного властителя. Господь, принимая
выбор людей и санкционируя новую форму правления, в то же время сожалеет
об оставлении ими богоправления: "И сказал Господь Самуилу: послушай
голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли,
но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Итак послушай голоса их;
только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над
ними" (1 Цар. 8. 7,9).
Таким образом, возникновение земного государства должно быть понимаемо
не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление
Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из их
свободного волеизъявления, с тем, чтобы таковое устроение, являющееся
ответом на искаженную грехом земную реальность, помогало избежать еще
большего греха через противодействие ему средствами мирской власти. При
этом Господь устами Самуила ясно говорит, что ожидает от этой власти
верности Его заповедям и творения добрых дел: "Итак, вот царь, которого вы
избрали, которого вы требовали; вот, Господь поставил над вами царя. Если
будете бояться Господа, и служить Ему, и слушать гласа Его, и не станете
противиться повелениям Господа, то и будете и вы и царь ваш, который
царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего... А если не будете
слушать гласа Господа, и станете противиться повелениям Господа, то рука
Господа будет против вас, как была против отцов ваших" (1 Цар. 12. 13-15).
Когда Саул преступил заповеди Господни, Бог отверг его (1 Цар. 16. 1),
велев Самуилу помазать на царство другого избранника Своего - Давида, сына
простолюдина Иессея.
|