Богообщение – общение человека с Богом через Его
действия в человеческой душе (в Церковных Таинствах и
личной молитве) и
обстоятельства человеческой жизни. Созданный по образу Божию человек есть личное существо. Подобно своему
Творцу, он наделен свободной волей и разумом. Он призван к осознанному
общению со своим Создателем, желающим такого общения, полагающим
человеку такое общение в виде цели его существования. Общение человека с Богом является снисхождением Бога к человеку. В душе
человека оно осуществляется через Божественные благодатные
действия . Действуя внутри человека, Бог подает ему духовную жизнь,
преображает его душу, созидая в ней Царство Божие, сообщая ей
познание о Себе, обучая ее исполнению Своей воли.
Божественные действия в человеческой душе дополняются
Божественными действиями через внешние обстоятельства. Через них Бог также
наставляет человека, раскрывает ему Свою волю, направляя его жизнь к
познанию Себя. Таким образом, через Божественные действия внутри и вне
христианин находится в непрестанном Богообщении, которое ведет его к
истинному познанию Бога. |
Феофан Затворник о внутреннем
Богообщении.
«Цель, к которой должен все свое внимание и все труды направлять
обратившийся, и есть последняя цель человека и домостроительства спасения,
именно богообщение, живой союз с Богом, удостоение вселения Его. Тогда
только успокоится ищущий и ревнующий дух, когда стяжет Бога, вкусит Его и
насытится. Потому для него первый закон: ищи Бога, взыщи лица Его
выну В чем состоит сие благо – для человека
непостижимо. Сам он даже и не подумал бы о такой высоте. Но когда Богу
угодно было назначить ему сей чин, дерзко было бы человеку отвергать его
неверием, невниманием, опущением из мысли, даже при трудах. Вселюся в
них, говорит Бог, и это всеми Лицами Пресвятыя Троицы
Должно заметить, что это вселение Бога не есть только мысленное, какое
бывает в богомыслии от лица человека и в благоволении со стороны Бога, а
есть живое, жизненное, к коему те должны быть почитаемы только средством.
Умное и сердечное устремление к Богу, под благоволением Божиим
приготовляет человека к приятию Бога истиною; это такое единение, в
коем, не поглощая сил и лица человеческого. Все сотворенное в Боге и
Богом стоит.
В устранении такого недоумения надобно отличать разные виды
богообщения. Оно начинается с минуты возбуждения и обнаруживается, со
стороны человека, исканием, стремлением к Богу, со стороны же Бога –
благоволением, содействием, покровом. Но Бог еще вне человека и человек
вне Бога, не сопроникаются, не взаимновходны. В Таинстве крещения или
покаяния Господь благодатию Своею входит внутрь человека, живо сообщается
с ним и дает ему вкусить всю сладость Божества, так обильно и ощутительно,
как свойственно совершенным, но потом опять сокрывает сие заявление Своего
общения, только по временам возобновляя его – и то легко, как в отражении
только, а не в подлиннике, оставляя человека в неведении о Себе и Своем в
нем пребывании до определенной меры возраста или воспитания по мудрому
Своему руководству.После же сего Господь осязательно являет Свое вселение
в духе человека, который тогда становится храмом преисполняющего его Триипостасного Божества.
Итак, есть три вида богообщения: одно – мысленное, бывающее в период
обращения, а другие два – действительные, но одно из них – сокрытое,
невидимое для других и незнаемое самим, другое же – и для других явное.
Первый вид общения, самый понятный и общий, не перестает и во второй
степени и даже в третьей, потому что жизнь духовная есть жизнь умная;
однако ж в сих степенях отличается от первого своего свойства
характеристически, чего, впрочем, изъяснить словом нет никакой
возможности. Вся жизнь духовная состоит в переходе от мысленного богообщения к действительному, живому, ощущаемому, являемому.
назад читать дальше
возврат на начало номера
возврат на главную |
|
|
|