Чтобы понять, что происходит сегодня в РПЦЗ, необходимо представить себе условия, в которых живут русские эмигранты. Это уже не те люди, которые уехали, спасаясь от репрессий и уничтожения. Современная русская эмиграция представляет сложную смесь из потомков выходцев из России, зачастую с трудом понимающих по-русски, не говоря уж о церковнославянском, без которого немыслимо православное русское богослужение; довольно многочисленной русскоязычной еврейской диаспоры; русских, приехавших на Запад за "хорошей жизнью", совершенно чуждых Православию и русской культуре, но все еще говорящих по-русски; и русскоговорящих представителей других народов бывшего СССР, которые в глазах американцев все равно остаются русскими.
Все эти группы вполне представлены в РПЦЗ и оказывают друг на друга влияние, которое еще усиливается в условиях географической удаленности от Родины. Но в то же время РПЦЗ не представляет русскую эмиграцию полностью. Так, в Америке, кроме нее, есть приходы Американской Православной Церкви (Orthodox Church of America, OCA), а также Московского Патриархата. OCA является как бы продолжением бывшей Алеутской епархии Русской Церкви, получившей полную самостоятельность и статус поместной Церкви. Саму РПЦЗ не признают Поместные Православные Церкви, а OCA и приходы Московского Патриархата находятся в евхаристическом общении с другими Церквями. Видный иерарх РПЦЗ, архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), ключевая фигура, стоящая на позициях воссоединения,- коренной немец.
Не стоит сбрасывать со счетов и то, что прихожане Зарубежной Церкви находятся в ином информационном пространстве, не содержащем никаких положительных сведений о России. Образ врага, который рисуют западные СМИ, не может не влиять и на самих русских. Невозможность реально оценить условия и обстоятельства жизни за границей уменьшает наше взаимопонимание. Мы сами плохо представляем себе, как живут эмигранты, но и они через несколько лет после отъезда зачастую имеют мифическое представление о ситуации в России. Степень врастания в американское и западноевропейское общество наглядно иллюстрирует следующий факт: почти все невольные изгнанники были абсолютно уверены, что вернутся в Россию, как только представится эта возможность; многие после войны так и поступили, хотя знали, какой опасности себя подвергают. Теперь же, после долгожданного крушения коммунизма, количество вернувшихся исчисляется единицами. Вряд ли наберется двадцать человек, которые решились бы вернуться на Родину, а ведь уезжали сотнями тысяч! Это вполне естественное явление, о котором упоминается не в осуждение, а чтобы показать результат процесса ассимиляции.
назад читать дальше возврат в начало номера возврат на главную |
|
|
|