Если коснуться идеологических разногласий между двумя юрисдикциями, то суть претензий РПЦЗ к МП сводится к ряду обвинений в "сергианстве", экуменизме и других отступлениях от истины Православия. Противоположная сторона обвиняет РПЦЗ в неканоническом рукоположении священников и епископов на чужой территории, раскольнических и провокационных действиях в 20-е годы, неготовности к диалогу.
Что же понимается под "сергианством"? Точного определения этого понятия не существует, и каждая сторона по-своему трактует недавние события русской истории. Наиболее радикальные зарубежные сторонники конфронтации с МП утверждают, что при Патриархе Сергии произошло отпадение от Православия в ересь, тогда как сторонники сближения считают, что Патриарх Сергий в своей декларации не касался вероучительных вопросов, а лишь пытался прекратить преследование Церкви со стороны советской власти. Внутри самой РПЦ также существуют разные оценки деятельности Патриарха Сергия, бывшего главой гонимой Церкви в течение короткого и весьма тяжелого периода ее истории. Но разница во взглядах не мешает их носителям принадлежать к одной Церкви и не вызывает никаких внутренних противоречий.
Что касается проблемы экуменизма, то стороны зачастую не учитывают отсутствие в Церкви окончательного мнения на его счет, вследствие чего каждый вносит в этот термин свое понимание и под словом "экуменизм" иногда скрываются совершенно разные понятия. Русская Православная Церковь, будучи фактически государственной религией в своей стране, не может не выполнять особых функций, вытекающих из этого статуса. Естественно и очевидно, что официальные контакты с представителями других конфессий, особенно традиционных, ею практиковались и будут практиковаться. Но подобное общение с инославными имели и святые, в том числе столь почитаемый Зарубежной Церковью святитель Тихон.
Есть также много и других сложностей во взаимоотношениях между Церквами, но существует мнение, что нынешнее разделение обусловлено не столько событиями 20-30-х годов или богословскими разногласиями, сколько сегодняшней политической ситуацией. Не стоит забывать, что послереволюционные и сегодняшние Россия и Америка (а в США находится большинство приходов Зарубежной Церкви) - совершенно разные страны. назад читать дальше возврат на начало номера
возврат на главную
|
|
|
|
|