В годы войны священник
Михаил Ридигер духовно
окормлял русских людей,
которых через Эстонию
вывозили на работы в
Германию. В лагерях,
расположенных в порту
Палдиски, в деревнях Клоога,
Пылкюла, в очень тяжелых
условиях содержались тысячи
людей, в основном из
центральных областей России.
Общение с этими людьми,
много пережившими и
страдавшими, перенесшими на
Родине гонения и оставшимися
верными Православию,
поразило о. Михаила и позже,
в 1944 г., укрепило в
решении остаться на Родине.
Военные действия подходили к
границам Эстонии. На
следующий день тысячи таллинцев покинули город.
Ридигеры остались, хотя
прекрасно понимали, что с
приходом советских войск
опасность быть сосланными
будет постоянно грозить
семье. |
И ни
единого слова нет о том, как
все-таки жили они с отцом, и
что делали все годы войны. Хотя в панегирической статье
к 75-летию в “Московском
комсомольце” от 23 февраля
сего года вдруг было
написано, что, оказывается,
Михаил вместе с сыном
Алексеем все время ездили в
немецкий концлагерь, в
котором содержались
советские офицеры, проводили там службы, вели
душеспасительные беседы и,
вообще, вовсю окормляли
новоприобретенную паству из
вчерашних атеистов,
комсомольцев и партийных. В
статье высоко оценивается этот подвиг, который
помогал, де, выживать
советским военнопленным в
условиях жестокого
подавления души и тела
советских солдат
гитлеровскими извергами.
При знакомстве с официальной
биографией Патриарха
возникло два недоумения.
Первое: почему об этом
подвиге Алексий Второй
ничего не сообщил в своей
биографии, и, вообще, он не
слишком распространяется о
нем в своих многочисленных
интервью ?
|
Второе:
каким образом, фашистские
изверги вдруг разрешили
облегчать тяжелую участь советских военнопленных,
позволяли укреплять их дух
и, стало быть, усиливать их
способность пусть к
внутреннему, но
сопротивлению?
На первый
вопрос ответить легко:
Алексий не распространяется
по поводу своего с отцом
подвига по причине своей
архипастырской архискромности. Скромность
эта какая-то избирательная,
ибо о других своих
свершениях официоз говорит
много и со вкусом. Например,
о том, как Алексей Ридигер
восстанавливал таллинский
Александро-Невский собор (в
1946 году — всего-то в
18-летнем возрасте), или
положил все силы на
восстановление Храма Христа
Спасителя уже в зрелых
летах.
Но вот поверить в то, что
оккупанты вдруг размякли и
позволили во имя отца и сына Ридигеров отступиться от
своих
беспощадно-неукоснительных
правил ведения дел на
оккупированной территории, - никак невозможно.
Оперативный приказ главного
управления государственной
безопасности Германии №10 от
16.08.1941, подписанный
Гейдрихом и составленный на
основе личных директив
Гитлера, гласил:
“Религиозную опеку
военнопленных не следует
особо поощрять или
поддерживать.
Привлечение
священников с территории
генерал-губернаторства или
самого Рейха к религиозному окормлению
советско-русских военнопленных исключено”. |
назад
читать
дальше
возврат
на начало номера
возврат на главную
|
|
|