Журнал "Время и личность"                                                    элитарный журнал
  
Главная О журнале Cодержание Политика Подписка Реклама Контакты
Здесь должна быть ваша реклама
Меню сайта    Главная страница Содержание журнала   Каталог статей Блог                Обратная связь 

Расценки на рекламу 

 

 

 

Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений.  Молодежь составляет огромную социальную группу - большую часть населения, от нее зависит дальнейшая судьба человечества. Что необходимо знать молодежи?
Номер "Молодежь и культура посвящен теме:                                                                                          Что такое светское общество и светский человек в новой России - ностальгия о прошлом  или балаган?                                                                                                                   Под словом «светское общество» подразумевается интеллигентное, привилегированное и благовоспитанное общество.                                                                                          Оно должно  состоять из людей, отличающихся своим умом, ученостью, вежливостью и приличием.
В 1718 году Петр I особым Указом  ввел регулярные ассамблеи: вольные собрания, открывавшиеся по вечерам в знатных домах по установленному порядку. В этих собраниях участвовали дворяне, люди высших чинов, знатные купцы и мастера. Историк Ключевский так писал об этих вечерах: «Ассамблея –  и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний; всякий приходил, пил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению. За нарушение правил штраф – осушить орла, большой кубок крепкого вина с изображением государственного герба, чтобы стать предметом общего веселого смеха». 
 На первых светских вечерах в России царила атмосфера, присущая России. Формы светской жизни Европы, российский свет перенял позже, когда российское дворянство  сделалось свободным, перестало находиться в положении холопов.                                                                     Процесс возвышения дворянского сословия был сложным и шел на протяжении всего XVIII века. Только к 1785 г., при Екатерине II дворянин получил исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление. Примерно в это же время окончательно сформировалась мораль с ее ставшими в XIX веке основополагающими этическими категориями, такими как личная честь и достоинство (дуэльный кодекс). Именно во второй половине XVIII века возникла русская аристократия, тот самый высший Свет, который в дальнейшем стал причиной появления светской жизни. В санкт-петербургских и московских гостиных возникли уже бывшие традиционными для Европы, но новые для России светские типажи вроде французского petit maitre (петиметр, то есть – светский щеголь), а позже, уже в начале XIX века – английского dandy. Появились великосветские салоны (точные кальки с салонов парижских) и их держательницы – светские львицы и «кокетки записные». Стали практиковать званые вечера, обеды и ужины, балы, ритуалы визитов и ответных визитов.  Высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, петербургским и московским.  Петербургский высший свет - особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе -неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими. добровольно. Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое. Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета. Это был апогей жизни российского высшего света. Однако,  за апогеем начался упадок: реформы 1861 года, появление разночинцев, постепенное наступление капитализма, – все это ознаменовало неизбежную деградацию аристократии. Возникли вопросы, связанные с тем, кого нужно приглашать на них: только чистокровных аристократок или еще и жен банкиров и крупных промышленников?
 Эта новая неаристократическая элита рассеивала свет, расширяла границы светского пространства, вынося его из закрытого салона. Главным критерием светскости становится роскошь, светским человеком может легко сделаться любой выскочка при условии, что потратит очень много денег. Залогом светскости становится известность, происходящая, например, из артистического таланта или даже просто умения ловко завязывать галстук и знакомства.
В России институт света был моложе и нежнее, чем во Франции, и тем стремительнее и сильнее была необратимость его разрушения и саморазрушения. Уже у Тургенева и Достоевского – скорее пародия на свет, а не подлинный свет. 1918 год окончательно довершил этот процесс.                                      Нужно ли знать  всю подноготную светского общества,  нет прессы, нет и светского общества, обычные люди, некоторые из них богатые, но вопрос получения богатства остается открытым, как говорил один миллионер, обычно первый миллион криминальный.                                              Зачем нам знать подробности, если бы мы могли войти во все подробности сокровенной семейной жизни людей, принадлежащих к свету, узнать все их домашние тайны, заботы и мрачное беспокойство; если бы мы могли проникнуть сквозь эту блестящую, полированную скорлупу, представляющую на вид одно лишь удовольствие, веселье, блеск и великолепие, какая разница представилась бы нам между тем, что он есть на самом деле, и тем, чем он кажется.  Все они собрались в один круг хороших знакомых, но как бы тесно они не были соединены, всё-таки они остаются чужды друг другу, между ними никогда не может быть полной солидарности во мнениях и взглядах.

Тяга к роскоши разъела общество в Союзе и новой России.                                            назад      читайте  дальше  начало номера  начало журнала