Журнал "Время и личность"                                                    элитарный журнал

                                                                                                                                                                           Дьявол

                                                  ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
Русское слово "Дьявол" происходит от греческого слова " диаболос, клеветник, подстрекатель.     Греческое слово эхтрос ("враг") также является особым обозначением Дьявола в притче о плевелах среди пшеницы (Мф 13:24 и след.; ср. Лк 10:19). Дьявол или сатана (греч. сатанас) - это в полном смысле слова враг Бога, Его Царства и человеческого рода; как искуситель (греч. пейрадзон; Мф 4:3; 1Фес 3:5) он своими действиями стремится поссорить человека с Богом (Быт 3; Мф 4; Лк 4). Вероятно, с намеком на Быт 3 в Откровении Дьявол назван драконом и древним змием (Откр 12:9)
 Дьявол, в соответствии с его сущностью, назван также "злым" (с греческого  понэрос ). То, что под "лукавым"  подразумевается Дьявол следует из параллельных к Мф 13:19 мест, где упоминаются сатана (Мк 4:15) и Дьявол (Лк 8:12). Но в некоторых местах библии форма греческого слова не позволяет судить, что подразумевается в том или ином контексте - "злой" или "зло". Одно из таких спорных мест - это Мф 6:13 в молитве см. Отче наш. Восточная Церковь считает, что здесь речь идет о "злом" ("лукавом"), т.е. о Дьяволе, Западная Церковь толкует это слово как "зло". Этой традиции следует и Лютер, но, с другой стороны, в Большом Катехизисе он показывает, что в понятие "зло" он включает и Дьявола, "злонамеренного, злобного, главного врага". Тексты Мф 5:37; 13:38; Ин 17:15 также приобретают большую ясность и остроту, если иметь в виду не общее понятие зла, а Дьявола, в чьей власти лежит весь мир (1Ин 5:19);
Будучи "Князем мира сего" (Ин 12:31; 14:30; 16:11), Дьявол является самым ярым противником Спасителя. Как правитель этого мира, он может дарить земные царства, кому пожелает (Лк 4:6). Павел даже называет его "богом века сего" (2Кор 4:4), стяжавшим себе славу этого мира. Дьявол представлен также в образе "сильного", охраняющего свой дом (Мк 3:27 и парал.). Во власти Дьявола находятся и неспасенные люди (Деян 26:18), и только Бог может освободить их от подчинения этой власти (1Кол 1:13);
Царству Дьявола принадлежат нечистые духи  и демоны, или бесы (греч. даймонион).
 

ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ
В народных представлениях греков "демоны" - это существа, обладающие сверхчеловеческой властью; часто под ними подразумевают духов умерших. Демоны своенравны и непредсказуемы. Человек вступает в общение с ними посредством магического действия, стараясь умилостивить их, подчинить или держать подальше от себя. Греческая философия пыталась преодолеть эти народные представления, взирая на демонов как на божественные силы; демоническое у философов не противопоставлялось божеству, а преподносилось как равнозначное ему. В религии персов зло - это персонифицированные силы природы. Для персов все бытие представляло собой непрекращающуюся борьбу равновеликих сил добра и зла. Греческая философия рассматривала Дьявола как самостоятельного и независимого от божества. В Библии Дьявол - это подчиненное Богу существо, Его противник, отнюдь не равнозначный Богу. В вавилонских поверьях, связанных с духами, демонами, сатаной проявляется, порой, внешнее сходство с Библией, однако о внутренней взаимозависимости речь здесь не идет.
БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ
 

 БИБЛИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ДЬЯВОЛА.
Библия свидетельствует о реальном, личностном существовании Дьявола и его приверженцев. Конкретность библейских описаний и множество непосредственных указаний на существование Дьявола не позволяют говорить об исключительно мифологическом характере рассказов о падших ангелах. Кроме того, говорить о мифологичности Дьявола невозможно и потому, что истинные и падшие ангелы всегда предстают в Библии как создания Божьи и никогда - как богоподобные или равные Богу существа. В рассказе о грехопадении примечателен тот факт, что среди созданных Богом существ были и такие, которые, исходя из внутренних побуждений, могли проявить тяготение к злу.
СУЩНОСТЬ ДЬЯВОЛА.
Дьявол, очевидно, является одним из "ангелов согрешивших"  Дьявол является личностью, о чем говорит его персонифицированное противостояние Иисусу; ему дана власть мериться силами даже с Сыном Божьим, искушая Его (см. Искушение; Мф 4; Лк 4). Слова Иисуса доказывают, что за Дьяволом стоит огромная власть: он "князь мира сего" (Ин 12:31; 14:30; 16:11), в его силах показать Иисусу "все царства мира и славу их" (Мф 4:8) "во мгновение времени" (Лк 4:5). Об огромной власти Дьявола говорят также тексты Еф 2:2; 6:12. Духовной сущностью Дьявола обусловлено и то, что в своем стремлении ввести в искушение он может даже принимать вид "Ангела света" (2Кор 11:14).

назад   читайте дальше 

возврат в начало номера  возврат на главную

 
 

 

 

Меню сайта   Главная страница Содержание журнала     Каталог статей Блог      Обратная связь 

Расценки на рекламу 

 

Газета "Комментарий: 21 век", актуальные темы, приглашаем авторов, подробнее                       

Хостинг от uCoz