Следует особо выделить протест
Церкви против "духовной и культурной экспансии,
чреватой тотальной унификацией". Мы выступаем за
такое мироустройство, "которое строилось бы на
началах справедливости и равенства людей перед
Богом, исключало бы подавление их воли
национальными или глобальными центрами
политического, экономического и информационного
влияния".
Возможно, кому-то покажется,
что секуляризация, глобализация, международная
экономика и политика — это не наше дело, что
Церковь не должна вмешиваться в подобные
процессы, чтобы сохранить свою "неотмирность".
Однако ведь именно Церковь в ответе за судьбу
всего человечества, именно ее голос должен
звучать как пророческий голос правды Божией,
иначе она окажется неверной своему
призванию.
Потому принципиальное значение
имеют оценки, высказанные в последнем параграфе
"Основ социальной концепции": "Современная
международно-правовая система основывается на
приоритете интересов земной жизни человека и
человеческих сообществ перед религиозными
ценностями (особенно в случаях, когда первые и
вторые вступают в конфликт). Такой же приоритет
закреплен в национальном законодательстве многих
стран... Многие влиятельные общественные
механизмы используют этот принцип в открытом
противостоянии вере и Церкви, нацеленном на их
вытеснение из общественной жизни. Эти явления
создают общую картину секуляризации жизни
государства и общества. Уважая мировоззренческий
выбор нерелигиозных людей и их право влиять на
общественные процессы, Церковь в то же время не
может положительно воспринимать такое устроение
миропорядка, при котором в центр всего ставится
помраченная грехом человеческая личность. Именно
поэтому, неизменно сохраняя открытой возможность
сотрудничества с людьми нерелигиозных убеждений,
Церковь стремится к утверждению христианских
ценностей в процессе принятия важнейших
общественных решений, как на национальном, так и
на международном уровне. Она добивается
признания легитимности религиозного
мировоззрения как основания для общественно
значимых деяний (в том числе государственных) и
как существенного фактора, которые должны влиять
на формирование (изменение) международного права
и на деятельность международных организаций".
Эти слова хотелось бы преемственно сопоставить с
документом другого исторического Собора нашей
Церкви, который заседал в 1917-1918 годах под
председательством святителя Тихона. В принятом
тогда постановлении "Об отношении Церкви к
государству" было сказано: "Церковь Христова...
есть новая закваска, претворяющая все естество
человеческой жизни, и не существует в ней
стихии, совершенно недоступной для этой
закваски... Ни в каком смысле не может быть
отделена от жизни или рассматриваться, как
частное дело личности, сия победа, победившая
мир, вера наша".
От того, сумеем ли мы воплотить
видение жизни, которое рождается из веры, в
делах, значимых для общества, в, убедительных
ответах на проблемы современности, сможем ли
помочь людям в выработке и расстановке истинных
жизненных приоритетов, во многом зависит будущее
Церкви.
Религиозно-политическая доктрина
старца Филофея и современная российская действительность
назад
читать дальше
возврат на начало номера
возврат на главную
|