Журнал
"Время и личность"
элитарный журнал |
|
"
|
Станут ли
школа, культура и наука антихристианскими?
Богословское осмысление путей
развития современной цивилизации представлено в
разделе "Светские наука, культура,
образование". Мы должны открыто оспорить
ложное представление, будто научная и
технологическая деятельность не может быть
ограничена какими-либо нравственными или
религиозными требованиями. Господство подобных
представлений приводит к такому положению, при
котором "научно-техническое развитие оказывается
во власти человеческих страстей, прежде всего
тщеславия, гордости, жажды все большего
комфорта, что разрушает духовную гармонию жизни
со всеми вытекающими отсюда негативными
последствиями. Поэтому ныне для обеспечения
нормальной человеческой жизни как никогда
необходимо возвращение к утраченной связи
научного знания с религиозными духовными и
нравственными ценностями".
Что касается взаимоотношений с
культурой, то важно подчеркнуть значение для
Церкви культурного творчества. Ведь оно способно
быть средством благовестия, и не напрасно отцы
Церкви подчеркивали изначальное божественное
происхождение культуры. Вместе с тем, Церковь
оставляет за собой право на нравственную оценку
явлений культуры. "Если творчество способствует
нравственному и духовному преображению личности,
Церковь благословляет его. если же культура
противопоставляет себя Богу, становится
антирелигиозной или античеловечной, превращается
в антикультуру, то Церковь противостоит ей".
Церковь не может вмешиваться в
систему современного светского образования, тем
более мы не имеем права диктовать свои условия
тем, для кого церковная жизнь не является частью
их личной жизни. Но Русская Православная Церковь
может и должна сотрудничать со светскими
учебными заведениями. "Христианская традиция
неизменно уважает светское образование. Многие
отцы Церкви учились в светских школах и
академиях и считали преподаваемые там науки
необходимыми для верующего человека". Но вместе
с тем мы считаем недопустимой намеренную
дехристианизацию системы образования,
навязывание учащимся антирелигиозных и
антихристианских идей, утверждение монополии
материализма и рационалистического взгляда на
мир. В "Основах социальной концепции" Церковь
открыто говорит о необходимости устранения
атеистических пережитков в государственных
'учебных программах, предупреждает общество об
опасности нехристианских и антихристианских
тенденций в системе государственного
образования, а также проникновения в нее
оккультных и неоязыческих влияний. Мы имеем на
это право как граждане своей страны.
Светская школа может
предоставить человеку убежище от натиска
псевдокультуры, пронизывающей современную
цивилизацию. В этом вопросе у школы, построенной
на традициях классической культуры, и у Церкви
есть общая задача: разъяснять людям опасность
растворения человека в мире массовой культуры,
нередко разрушительно действующей на личность.
"Церковь полагает полезным и необходимым
проведение уроков христианского вероучения в
светских школах по желанию детей или их
родителей, а также в высших учебных заведениях.
Священноначалие должно вести с государственной
властью диалог, направленный на законодательное
и практическое закрепление реализации
международно признанного права верующих семей на
получение детьми религиозного образования и
воспитания.
Как Церковь, так и наука,
школа, классическая культура призывают людей
вновь и вновь обращаться к традиции, чтобы
приобщаться к опыту прежних поколений, полагая
его в основу духовно-нравственного формирования
современного человека.
.
назад
читать дальше
возврат на начало номера
возврат на главную |