Журнал "Время и личность"                                                    элитарный журнал
  
Главная О журнале Cодержание Политика Подписка Реклама Контакты

"

 

 

Русская Зарубежная Церковь, РПЦЗ) — это часть поместной Русской Православной Церкви, вынужденно и временно отделившаяся от нее в годы коммунистического правления и гонений (с 1920-х гг.). После подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Зарубежом 17 мая 2007 года, последняя приобрела самоуправляемый статус в составе единой Поместной Русской Православной Церкви,  Московского Патриархата.  Стоит ли удивляться, что с не меньшим воодушевлением восприняла нападение Германии на СССР и русская эмиграция. Для многих русских изгнанников появилась реальная надежда скорого «освобождения» Родины. Причем такие надежды встречались независимо от церковной юрисдикции (а не только в РПЦЗ - как это пыталась представить советская историография). Вторжение Германии в СССР приветствовал парижский иерарх РПЦЗ митр. Серафим (Лукьянов), впоследствии перешедший в Московскую Патриархию. В своем обращении по случаю германского нападения,       он заявил: «Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога... Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот». С неменьшей радостью воспринял 22 июня     1941 года и принадлежавший тогда к «евлогианской» юрисдикции архимандрит Иоанн (Шаховской, будущий  архиеп. Сан-Францисский): «Кровавая операция свержения Третьего Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу».46 И даже клирик Московской Патриархии о. Георгий Бенигсен вспоминает о начале войны в Риге: «На всех лицах затаенная радость...» 
Священник Максим Обухов, 12/06/2001

Датой образования Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ) как особой юрисдикции считается начало  20-х годов прошлого столетия, когда русская эмиграция оказалась в полной изоляции от основной массы гонимых верующих на Родине.  События 20-х годов постепенно становятся все дальше и дальше от нас, уже почти не осталось живых свидетелей, а факт раскола остается налицо и объединения двух частей Русской Церкви так и не произошло.

 
В дополнение к существующему разделению между РПЦ, российским государством и РПЦЗ возникли имущественные споры. После революции значительная часть заграничной недвижимости Российской империи досталась Зарубежной Церкви - это храмы и соответствующие земельные участки по всей Европе и на Святой земле. После распада Советского Союза Российская Федерация "вспомнила" о своей церковной собственности за рубежом и предъявила претензии на том основании, что РФ является правопреемником СССР и, взяв на себя его долги, имеет право и на его имущество. Зарубежная Церковь в свою очередь настаивает на своих правах, не признание правопреемственности дореволюционной Церкви.
Ситуация осложняется еще и тем, что за последние годы в России выросла целая иерархическая структура, организованная "зарубежниками" из отколовшихся от Московского Патриархата приходов и священников, которая по своему вероучению, богослужению и другим внешним атрибутам ничем не отличается от Русской Православной Церкви, с той разницей, что "центр управления" ее находится в Вашингтоне. Она называется "Русской Истинно-Православной Церковью" (ИПЦ) и включает более ста приходов. В выпускаемых ею изданиях РПЦ называется не иначе, как Московская Патриархия (хотя Московская Патриархия - это находящийся в Москве офис Патриарха, и РПЦ можно называть Московским Патриархатом, но никак не Патриархией).            ИПЦ вообще не считает Русскую Церковь Православной, как, впрочем, и другие поместные Церкви - Болгарскую, Греческую, Сербскую; в частности, официальный источник "Истинно-Православной Церкви" сообщает, что РПЦ является "церковным управлением, образованным в 1943 году по распоряжению Иосифа Сталина с целью показать союзникам существование прав и свобод в СССР и убедить их открыть второй фронт   в период второй мировой войны, а также чтобы мобилизовать духовные силы народа для защиты отечества и вместе с ним самой диктатуры". Результат появления "ИПЦ" был парадоксальным: он привел к наибольшему вреду не для РПЦ, а для самой Зарубежной Церкви, которая стала терять в России тот авторитет, которым обладала в советские времена. Говорить о том, что РПЦ нанесен большой ущерб нельзя, кроме простой жалости к тем прихожанам, которые оказались вовлеченными в этот раскол. Сама же Русская Православная Церковь успешно преодолела и обновленческий раскол, и Советскую власть, и "застойный период,                       и несостоявшийся раздел ее на Украинскую и собственно Российскую часть. Не удалось отколоть от нее и те епархии, которые оказались в Ближнем зарубежье. На сегодня РПЦ - самая большая Православная Церковь       в мире.            назад  читать дальше  возврат на начало номера  возврат на главную

 

       

 

Меню сайта   Главная страница Содержание журнала     Каталог статей Блог      Обратная связь 

Расценки на рекламу 

 

Газета "Комментарий:    21 век",  актуальные темы, приглашаем авторов, подробнее                    

Хостинг от uCoz