Этот человек управлял финансами страны в самые критические для
неё моменты и каждый раз события развивались по самому якобы
наихудшему для неё сценарию. Каково было влияние этого человека
на происходившие в стране изменения? Необходимо определить роль
финансовой системы государства в экономике страны и последствия
этого для её политической системы. Полномасштабный
экономический кризис предшествует революциям, от хорошей жизни
даже простые реформы не проводятся. Поэтому для проведения своих реформаторских
планов в жизнь необходима поддержка возмущённого населения.
Возмущённого прежде всего своим экономическим положением. Тяжёлое экономическое положение населения может быть как
результатом естественного процесса развития системы, то есть
системного кризиса, но может быть вызвано и искусственно.
Развалу СССР так же предшествовал ряд событий экономического
характера, который привёл к значительному социальному напряжению.
Это социальное напряжение, в свою очередь, послужило оправданием
коренных изменений в экономической системе государства. Анализ
причин подобных событий приводит к выводу об их возможном
искусственном происхождении. Соответствие товарной и денежной
массы в рыночной экономике поддерживается автоматически. Рынок
сам приравнивает эти массы, либо поднимая цены на товары - при
излишке денег, либо опуская их - при излишке товаров. В системе,
где цены регулируются государством, следить за соответствием
товарной и денежной массы должно само государство. Иначе
возникнет либо дефицит товаров, либо излишек, который никогда не
будет куплен. Поэтому регулирование денежной массы в
соответствии с товарной в СССР было важнейшей функцией. Финансовая система СССР имела
двухконтурную структуру и состояла из "инвестиционных денег" -
безналичные средства предприятий для расчётов за сырьё и
средства производства, и потребительских - фонды заработной
платы предприятий. Эти два денежных контура функционировали
практически независимо и это легко позволяло контролировать
наличную денежную массу, определяющую потребительский спрос. В
плановой экономике их связь была совершенно не нужна, более того
- чрезвычайно опасна. Но в 1987 году эти два несвязанных контура,
регулирующих экономику, были соединены
через "Закон о государственном предприятии (объединении)" и
через "Положение о центре научно-технического творчества
молодёжи". Закон давал значительную хозяйственную
самостоятельность предприятиям, в том числе в распределении
своих средств. Но настоящими насосами в перекачке безналичных
денег в наличные стали "центры научно-технического творчества
молодёжи" (ЦНТТМ), курируемые ЦК ВЛКСМ, и получившие
эксклюзивное право на обналичивание безналичных денег. В
результате предприятия получили возможность обналичивать свои
безналичные средства через посредничество "молодёжных центров".Это был первый шаг к приватизации банковской системы СССР Приход безналичных средств
предприятий на потребительский рынок буквально смёл его.
Причиной был скачкообразный рост денежных доходов населения без
соответствующего роста производства товаров. Эти доходы не были
обеспечены ростом производства и соответственно приводили к
товарному дефициту В этот же период шёл скрытый период приватизации. Дело в том,
что обналичивание средств предприятий вкупе с их хозяйственной
самостоятельностью дало возможность их руководителям
использовать эти средства для личной наживы. Бюрократия и
партийная номенклатура стремительно переходила в новый класс
частных собственников. Началась структурная перестройка
экономики, которая после развала СССР лишь продолжилась в более
легальном виде. Это же касалось и банковской системы, без
контактов с банками новоиспечённые собственники обойтись не могли.
В результате реформ Госбанк был преобразован в
Центробанк и была создана двухуровневая банковская система.
Легальная часть этой приватизации происходила уже в 1991-1992
годах, но фактически началась она ещё в 1989 вместе с
приватизацией госпредприятий. Исключение составили лишь Сбербанк
и Внешэкономбанк, оставшиеся в собственности государства.
Всё это образовало новую частную банковскую
систему России и всё это происходило под чутким руководством
главного банкира страны - Виктора Геращенко. Особой же заслугой
Виктора Геращенко можно считать приватизацию главного банка
страны - Госбанка СССР под уже новым названием "Центробанк". В
юридическом плане суть
приватизации заключалась в отделении эмиссионного центра от
государственных органов власти, введении особого кредитного
механизма финансирования государственных расходов. Государство,
формально являясь по прежнему собственником эмиссионного центра,
теперь не может им воспользоваться по закону. Геращенко не
стал официальным собственником ЦБ, хотя и распоряжался долгое
время частью его прибыли (по закону часть прибыли ЦБ
перечисляется в госбюджет, эта часть менялась с течением
времени). Скорее он выполнял роль менеджера на службе
вышестоящего органа - МВФ, являющегося структурой Всемирного
Банка. В ноябре 1998 года он был даже назначен управляющим от
России в МВФ и на этой должности пребывал в течении двух лет до
августа 2000 года.
Геращенко не был "серым кардиналом" перестройки, но он был одной
из ключевых фигур, отвечающий за очень важный сектор -
финансовую систему страны.
назад
продолжить чтение
возврат в начало номера
возврат на главную
|