Журнал "Время и личность"                                                    элитарный журнал
 Деятельность Горбачева

"

 
К середине 80-х г. СССР оказался в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе. Пришедшее к власти после смерти К. Черненко правительство во главе  с М. Горбачевым считало, что социализм не исчерпал своих возможностей.  Урок "холодной войны" состоит в том, что невозможно сохранить конкурентоспособность, если мы не готовы к постоянным инновациям. Сегодня только рынок способен достаточно быстро реагировать на вызовы современности, а это во времена Брежнева мы пропустили.  Когда Михаил Сергеевич Горбачев пришел к власти, игра уже была проиграна.        Что же нужно было делать с системой – модернизировать или создавать новую на месте старой? Горбачёв всегда был уверен: надо строить новую систему. Безусловно, на этот выбор повлияла и некоторая переоценка им собственных возможностей осуществить задуманное Горбачёву  партноменклатура просто не позволила бы. Со времён Хрущёва в КПСС  (а следовательно, и в СССР) было коллективное руководство. Лидер партии и государства мог оставаться таковым сколь угодно долго, но только в том случае, если своей деятельностью полностью соответствовал интересам этого самого руководства. Нужно было, что-то предпринимать, и тут М.С.Горбачев придумал гениальный план перестройки государства, используя метод Ленина, когда тот заключал Брестский мир. Именно поэтому Горбачёвым и была выбрана столь непоследовательная тактика, отталкивающая тех людей, в интересах которых реформы и проводились:  скрывающий за многоэтажными вывесками социалистических лозунгов истинные цели реформатора, и осуществляемые полумеры, создающие видимость намерения кое-что подправить во в принципе нормально работающей системе, но реально осуществляющие лавинообразный демонтаж самой системы. Ему было необходимо сбросить балласт и убрать номенклатурное управление народным хозяйством, чтобы начать реформы. Горбачёв методично и неуклонно выращивал положительный потенциал своих реформ.


Это гласность и реформа политической системы.

 

 
С этого поворота Горбачева  начинаются деструктивные процессы в советской государственно-политической системе и общественной жизни, которые похоронили в конечном счете Советский Союз. Первым и самым важным из них стало разрушение партии как держателя кадров и консолидирующего элемента советской государственности. Раскассировав партийные кадры, Горбачев парализовал партию.      Это был первый шаг к развалу СССР.

Второй был совершен им все на той же XIX партконференции, в решениях которой было записано: «Опыт трех лет перестройки, революционного обновления страны, демократизации партийной и общественной жизни поставил в повестку дня необходимость глубокой реформы политической системы». Горбачев, идя на ломку государства и всех политических институтов в ходе запущенных, но пробуксовывавших экономических реформ, фактически превращал свой постандроповский модернизационный проект в обрушающую модернизацию.
Учитывая это, Горбачев  быстренько созвал съезд народных депутатов, пригласив и выдвинув на передний план антисоветчиков во главе с А.Сахаровым. На съезде был принят отказ от 6-ой статьи Конституции СССР, говорящей о руководящей роли КПСС, а также оглашены секретные статьи некоторых договоров. Однако политика демократизации (перестройка) привела не только к крушению самого режима,                но и к распаду СССР. Внутри перестройки выделяют два периода:                                  1) 1985-1988 г. - период экономических и политических реформ, разрабатывавшихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования и директивного планирования;          2) 1989-1991 г. -период демократизации и коренных перемен. Параллельно с экономическими изменениями началось реформирование политической сферы. Объявление гласности, смягчение цензуры, возвращение из ссылки диссидентов стали началом новых преобразовании.  Внешняя политика СССР в 1985-1991 г. соответствовала концепции «нового мышления»  М. Горбачева, согласно которой во внешнеполитической сфере приоритетное внимание отводилось одобрению общепринятых мировых норм морали, невмешательству в дела  других государств, признанию необходимости деидеологизации международных отношений, отказу от наращивания ВПК как средства решения внешнеполитических проблем. Конкретные шаги Советского правительства по реализации данных задач заключались в ведении моратория на испытание ядерного оружия в СССР (1985-1987г.). В 1987-1988 г. в ходе советско-американских переговоров был подписан ряд двусторонних договоров о сокращении РСМД (ракет средней и малой дальности).В 1988-1989 г. был начат вывод войск из Афганистана. В марте 1991 г . ликвидирован Варшавский Договор, за которым последовал вывод советских войск из некоторых восточноевропейских государств и осуждение предшествующего вмешательства СССР в события 1956 г . в Венгрии и 1968 г . в Чехословакии. Важным шагом было принятие законов о свободе эмиграции, свободе зарубежных поездок. На Дальнем Востоке нормализовались отношения с Китаем, Японией и Южной Кореей. В ближневосточной политике СССР проявил активное участие в осуждении агрессивных действий Саддама Хусейна (Ирак) против Кувейта, осуждении международных террористических действий ливийского лидера Каддафи. Таким образом, значение внешней политики СССР на этом этапе заключалось в обеспечении благоприятных возможностей для решения внутренних проблем, уменьшении угрозы ядерной катастрофы. В 1988 г . была проведена политическая реформа, согласно которой новым высшим органом законодательной власти должен был стать Съезд народных депутатов. На I Съезде сформировалось два противоборствующих блока - демократы и коммунисты. Из числа депутатов были сформированы Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал сам М. Горбачев. Важным шагом стала отмена 6~й статьи Конституции о «главенствующей роли КПСС», что привело к возникновению альтернативных политических партий. В структуре исполнительной власти наиболее существенной реформой стало введение в 1990 г . института президентства. Первым президентом СССР стал М. Горбачев. При президенте ("ССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский Совет. В 1991 г . были проведены выборы президентов в большинстве республик.                               Президентом РСФСР в 1991 г . стал Б. Ельцин. Президенты республик находились в подчинении у президента СССР -М. Горбачева. 
Меню сайта   Главная страница Содержание журнала     Каталог статей Блог      Обратная связь 

Расценки на рекламу 

 

Газета "Комментарий: 21 век", актуальные темы, приглашаем авторов, подробнее           

В апреле 1991 г. Горбачевым были подписаны соглашения с руководителями 10 союзных республик, включая Б.Ельцина, о совместной подготовке проекта нового Союзного договора. Усилиями представителей республик в подмосковной резиденции Ново-Огарево был выработан проект нового договора, призванного сохранить Советский Союз. Его подписание руководителями республик было назначено на 20 августа. В июне 1991 г. на Пленуме ЦК КПСС М.С.Горбачев подвергся резкой критике, в ответ на которую заявил, что подает в отставку с поста Генерального секретаря. Отставка была отклонена, как несущая угрозу самому существованию КПСС. Пленум принял предложенное Генеральным секретарем новое, еще более реформаторское, Программное заявление. Было также принято решение о созыве осенью внеочередного съезда партии.19 августа 1991 г., накануне намеченного подписания нового Союзного договора ближайшие соратники М.С.Горбачева, включая "силовых" министров, объявили о создании ГКЧП. Они потребовали от находившегося на отдыхе в Крыму Президента СССР введения в стране чрезвычайного положения или временной передачи власти вице-президенту Г.Янаеву. Поскольку Горбачев не принял эти требования, он был изолирован на президентской вилле в Форосе в течение трех суток и возвратился в Москву 21 августа.22 августа М.С.Горбачев сложил с себя обязанности Генерального секретаря ЦК КПСС. При этом он выразил несогласие с решением Президента РФ Б.Ельцина о запрете деятельности КПСС. После августа 1991 г. Горбачев приступил к немедленной реорганизации союзных структур власти. В сентябре был создан новый высший орган власти СССР - Госсовет, состоявший из Президента СССР и глав союзных республик. Был также реформирован Верховный Совет. Руководителями республик и Горбачевым был подписан Договор об экономическом сообществе. Госсовет признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии. М.Горбачев пытался спасти СССР от развала, продолжив работу над проектом нового Союзного договора и назначив на 8 декабря 1991 г. встречу с лидерами республик. Борьба сторонников и противников реформ нашла выражение в августовском путче 1991 г . Причины путча заключались в падении роли КПСС и ее структур, укреплении суверенитета республик, ухудшении социально-экономической ситуации, политической нестабильности, неспособности лидера создать новую вертикаль власти взамен изжившей себя партийной.  Целью ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) было восстановление прежнего режима, ликвидация многопартийности, демократии и коммерции. Переворот 22 августа 1991 г . был крайне неорганизован, не подготовлен и не поддержан большей частью населения, что привело к поражению ГКЧП. Результатом перестройки, экономических и политических кризисов стало усиление сепаратизма властей   в республиках, приведшее к распаду СССР. 8 декабря 1991 г . Б.Ельциным (Россия), Л. Кравчуком (Украина) и В. Шушкевичем (Белоруссия) были подписаны «беловежские соглашения» о прекращении действия договора об образовании СССР, вместо которого было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). К СНГ" присоединились и другие республики, кроме прибалтийских. М.С.Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР и подписал указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.  


Прежде чем попытаться оценить  положительные результаты горбачёвских реформ, попробуем разобраться в сущности его замысла: что же он реально хотел осуществить?


 Очевидный факт: каждый следующий шаг в проводимых реформах существенно уменьшал объём власти, принадлежащий самому Горбачёву. Иными словами, благодаря политике, проводимой Горбачёвым, власть, принадлежащая узкой группе партийных бонз и ему лично, перераспределялась в пользу других структур, в том числе в пользу структур, создаваемых по инициативе самого Горбачёва      Горбачёву блестяще удалось выполнить важную  задачу – убрать старую партэлиту.  Деноменклатуризация – важнейший этап реформы, начатый Горбачёвым                   и остановленный Ельциным, который вернулся к старому, номенклатурному способу подбора и расстановки кадров.


Главная проблема, с которой Горбачев столкнулся при реализации своих замыслов, – это проблема кадровая.
Размах проблемы был даже не в отсутствии кадровой поддержки, а в отсутствии самой системы кадрового обеспечения реформ. Сформированная ещё при Сталине номенклатурная система подготовки, подбора и расстановки кадров была неспособна произвести необходимый кадровый потенциал. Модернизированная советская система обнаружила мощнейший ресурс самоструктурирования, кадрового самообеспечения и ответственного функционирования.


 

Главная О журнале Cодержание Политика Подписка Реклама Контакты
назад         читать дальше                                                                                                                                                      
возврат на начало номера   возврат на главную

 

 

 

Хостинг от uCoz