Журнал "Время и личность"                                                    элитарный журнал
Меню сайта    Главная страница Содержание журнала   Каталог статей Блог                Обратная связь 

Расценки на рекламу 

 

 

 

 Омар Хайям прожил 75 лет. Родился в 1048 году в Нишапуре. Учился в крупнейших центрах науки того времени: Балхе, Самарканде и др. Около 1069 г. в Самарканде Омар Хайям написал тракта «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы». В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 г. завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида».             

   Творчество Омара Хайяма – удивительное явление в истории культуры всего человечества. Его открытия в области физики, математики, астрономии имеют историческое значение. Его стихи  до сих пор покоряют своей предельной ёмкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом. Философия Омара Хайяма («Цель творца и вершина творения – мы»). Он ненавидел и обличал религиозные догмы и пороки, царившие в обществе.

   Рубаи Омара Хайяма – классика средневековой восточной поэзии, которая и по сей день привлекает к себе всех ценителей мудрого слова.  

ЛУЧШИЕ РУБАЙИ ОМАРА ХАЙАМА                             *  *  *           

В колыбели - младенец, покойник - в гробу:

Вот и всё, что известно про нашу судьбу.

Выпей чашу до дна и не спрашивай много:

Господин не откроет секрета рабу.


                       
     *  *  *

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.


                        
   *  *  *
Трясу надежды ветвь, но где желанный плод?
Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдёт?
Тесна мне бытия печальная темница, -
О, если б дверь найти, что к вечности ведёт!


                            *  *  *
Растить в душе побег унынья преступленье,
Пока не прочтена вся книга наслажденья

Лови же радости и жадно пей вино:

Жизнь коротка, увы! Летят её мгновенья.


                            *  *  *

Запрет вина закон , считающийся с тем,

Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем.

Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить признак мудрости, а не порок совсем.    

 

Шёл я трезвый веселья искал и вина,

Вижу: мёртвая роза суха и черна.

«О несчастная! В чём ты была виновата

«Я была чересчур весела и пьяна…».


                            *  *  *

Жестокий этот мир нас подвергает смене
Безвыходных скорбей, безжалостных мучений.

Блажен, кто побыл в нём недолго и ушёл,
А кто не приходил совсем, ещё блаженней.

  *  *  *

От страха смерти я, - поверьте мне, - далёк:

Страшнее жизни, что мне приготовил рок?

Я душу получил на подержанье только
И возвращу её, когда наступит срок.


                        
   *  *  *
Общаясь с дураком, не оберёшься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.

            *  *  *

Я знаю этот вид напыщенных ослов:

Пусты, как барабан, а сколько громких слов!
Они рабы имён. Составь себе лишь имя,
И ползать пред тобой любой из них готов.

                  
         *  *  *

Нам жизнь навязана; её водоворот
Ошеломляет нас, но миг один и вот
Уже пора уйти, не зная цели жизни
Приход бессмысленный, бессмысленный уход!  

«Вино пить – грех?! Подумай, не спеши!
Сам против жизни явно не греши.
В ад посылать из-за вина и женщин?
Тогда в раю, наверно, ни души.

                                 *  *  *
Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идёт в кабалу из-за хлеба –
Мне плевать на твою справедливость, творец!

                                 *  *  *
Я в мечеть не за праведным словом пришёл,
Не стремясь приобщиться к основам пришёл,
В прошлый раз утащил я молитвенный коврик,
Он истёрся до дыр – я за новым пришёл.

                                 *  *  *
«Надо жить, - нам твердят, - в постах и труде.
Как живёте вы – так и воскреснете –де!»
Я с подругой и чашей вина неразлучен, -
Чтобы так и проснуться на страшном суде.

                                 *  *  *
«Ад и рай – в небесах», - утверждают ханжи.
Я в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай – это две половинки души.

 

назад  читать дальше  возврат на начало номера  возврат на главную



 

Хостинг от uCoz